Дориан Грей Dorian Gray
Проскитавшись по свету в поисках наслаждений 25 лет, Дориан возвращается на родину. Захваченный врасплох сильными чувствами, он впервые понял ценность взаимной любви. Но на пути к счастью железной преградой встало темное и загадочное прошлое Дориана
Юный и провинциальный Дориан Грей (Бен Барнс) приезжает в шумную английскую столицу чистым и невинным «дитем глубинки». Красивого юношу быстро подхватывает лондонский социальный «водоворот», он знакомится с новыми людьми, с новыми для себя необычными суждениями. Знакомый Дориана — умудренный опытом жизни Гарри Уоттон (Колин Фёрт), восхищенный необычной красотой юноши, заказывает у известного художника Бэзила (Бен Чаплин) портрет Дориана.
Увидев завершенную работу Бэзила, Грей в сердцах заявляет, что он готов отдать все что угодно, даже душу, ради того, чтобы всегда оставаться столь молодым и прекрасным. И в эту же секунду таинственные силы накладывают на героя заклятье — Дориан будет вечно молодым, а все прегрешения молодого человека будут отражаться на портрете. Попав в порочный круг похотливых и эгоистичных соблазнов, Дориан быстро превращается в нового человека — в прожигателя жизни и в коллекционера людских сердец. И не удивительно, что с каждым днем портрет Грея становится все ужасней и ужасней…
Экранизировать литературную классику — сложное и неблагодарное дело. Несмотря на это, знаменитый мистический роман не менее знаменитого ирландца Оскара Уайльда под названием «Портрет Дориана Грея» был более двадцати раз перенесен с пожелтевших страниц на большие экраны. Последним на сегодняшний день режиссером, рискнувшим оживить классику, является британец Оливер Паркер, до этого с успехом экранизировавший еще два произведения
И если роль этакого Мефистофеля — Гарри Уоттона досталась опытнейшему Колину Фёрту, то главная роль довольно рискованно была доверена малознакомому широкому кругу зрителей актеру Бену Барнсу. Первый — Фёрт — безо всякого сомнения, со своей задачей справился, правда, к сожалению, Оливер Паркер решил не делать акцент на его персоне, предоставив право «разгуляться» молодому Барнсу. И Барнс оправдал доверие режиссера. В дебюте картины перед нами наивный, глупый провинциал, в середине фильма Грей уже больше похож на инфернального зверя, а в финале ленты Дориан — опустошенный, уставший от жизни эгоист. И все превращения своего героя Барнс показал талантливо, отчетливо и правдиво.
Но в целом «Портрет Дориана Грея» нельзя назвать идеальным романом для экранизации. В книге Уайльд давал лишь прозрачные намеки, не описывая всего того ужаса, в котором пребывал «на дне» Лондона главный герой. В фильме же одними намеками обойтись не получится, приходится давать зрителю «реальную картинку» происходящего. И Оливер Паркер, выполняя эту задачу, перестарался. Эпизод, где главный герой предается грязным любовным утехам поочередно с юным ребенком, затем с матерью девочки, а затем и вовсе с художником Бэзилом, как говорится — «за гранью добра и зла». Переборщив с «грязью», режиссер так и не показал нам другую сторону английской аристократии XIX века — реверансы, воспитание, пламенные речи и плавные жесты. Могу с уверенностью сказать, что обилие самых разнообразных постельных сцен сделало фильму «Дориан Грей» своеобразную «медвежью услугу».
Соответственно, таким же излишне «грязным» (во всех смыслах) оказался и сам Лондон. Британская столица получилась истинным сердцем «Туманного Альбиона», затерявшимся в фабричном дыме и наркотическом смоге. Атмосферно? Без сомнения. Правдиво? Сомневаюсь, уж слишком все мрачно подано.
«Дориан Грей» Оливера Паркера — лишь очередная, самая современная попытка показать зрителю мир романа Оскара Уайльда. Фильм достойный для просмотра, но об успешности экранизации я бы говорить не стал.