Домовой
Испокон веков музы служили источником вдохновения для писателей, художников, композиторов и прочих деятелей искусства. Греческие богини, прекрасные женщины, они вдохновляли мужчин на создание шедевров, многие из которых впоследствии вошли в мировую историю. Однако для переживающего творческий кризис известного писателя Антона Праченко всё сложилось несколько иначе. Однажды став свидетелем хладнокровного убийства, совершенного киллером по прозвищу Домовой, Антон неожиданно открыл для себя свою «музу». С того самого момента все мысли писателя поглощены Домовым. Его загадочным образом, поведением, окружающим убийцу ореолом смерти. Но пытаясь разузнать больше про наёмника, Антон не замечает, как источник его вдохновения постепенно превращается в смертельную угрозу…
Сидит себе автор, тихонько набивает текст на клавиатуре, и никакого намека на погоню со стрельбой. Я даже решил, что это кино будет в духе «Терминала» с Томом Хэнксом. Идиллическое восприятие размеренного дождливого фильма нарушило появление в кадре Владимира Машкова. Здесь я перестал жевать и пить холодный чай. Детектив завертелся по законам жанра: череда убийств, допросы в милиции, куча выпивки и прущая отовсюду крутизна.
Говорят, успех фильма во многом зависит от работы сценариста. Трудно в это не поверить, ведь сценарная работа над этим фильмом буквально вывела заурядную историю о доморощенном российском бандитизме на уровень «булгаковской» мистической прозы жизни. Это кино заставляет задуматься о ценности человеческой жизни, причем эту ценность никак не оспаривая. Авторы «Домового» даже приподнимают планку, ставя обывателю в укор отношение к близким людям и к себе самому.
Фильм рассказывает о «писаке», который очень любит себя, свои привычки и недостатки, выводя их в ранг своих привилегий. Как ни странно, только ангел тьмы, представший в роли заказного убийцы, смог расшевелить в Антоне чувство собственного неприятия, смог разбудить совесть спившегося отца и безразличного супружника. Домовой жил в голове этого писателя и вот, наконец, ушел. Ушел в никуда, оставив массу литературных впечатлений и легенду о неуловимом убийце и искусителе.
К своему стыду, я уже успел позабыть, где еще играл Владимир Машков, который «сделал» половину этого фильма. Творческий тандем Хабенского и Машкова удался на славу. Фильм «Домовой» остался в моей памяти очень ярким и живым. Изюминкой стало появление в кадре Чулпан Хаматовой. Для меня она является своеобразным индикатором качества той или иной кинокартины. Ведь, где бы она не снялась, это либо шедевр, либо кино, которое рекомендуется к просмотру мною лично, в частности.
Вот такой получился «Домовой»: не боевик и не триллер, не мелодрама и не попсовая история о жизни Москвы, которая никогда не спит. Ни то, ни другое, а, может, все сразу?
Не совсем понимаю столь высокие оценки данного фильма, выставленные отечественным киносообществом. Наверное, многое зависит от того, с чем очередную российскую картину сравнивать. Если с тем же российским рынком, то выглядит творение Оганесяна действительно достойно, но если поставить в один ряд даже с голливудскими триллерами и драмами, то первое отличное впечатление слегка затухает. И основная причина, которая отдаляет наше кино от звания шедевров, по-прежнему, слабый сценарий. Вот и в «Домовом» нетривиальная (по крайней мере, в голову не лезут десятки фильмов с подобным сюжетом) идея скомкана в достаточно предсказуемое зрелище невысокого полета. Это притом, что и актерская игра, и операторская работа отторжения не вызывает, а иногда даже радует. Единственное настоящее открытие, которое мне принес данный фильм это замечательная музыка Нино Катамадзе. Очень необычно и на удивление лаконично она вписалась в происходящее на экране. А, в общем, очередной драматический триллер, в котором нет ни драмы, ни триллера, порадует лишь фанатов Хабенского и Машкова, которые дуэтом выглядят очень достойно.
PS. А еще надо отдать должное дизайнерам постера. На удивление цепляющая картинка у них получилась.