Дом с башенкой
В дороге мать поняла, что может погибнуть, и единственной целью стало сохранить жизнь сыну. Женщина все время пыталась объяснить маленькому мальчику, что он должен делать, если с ней что-то случится. Она многократно повторяет, что он должен попасть на улицу, на которой они всегда жили, и найти там дом с башней.
«Дом с башенкой» — первая в истории украинского кино отечественная картина, которая победила на кинофестивале в Карловых Варах. Фильм взял главный приз в программе «От Востока к Западу».
Сюжет рассказывает о трагическом повороте судьбы восьмилетнего мальчика, который вместе с мамой возвращался домой из эвакуации в 1944 году. На неизвестном полустанке их снимают с поезда
Отправившись домой «к деду», он доверился совершенно незнакомым людям, которые, однако, относятся к нему
Но как бы к нему ни относились, единственное, о чём способен думать мальчик — это дом с башенкой на полустанке, где умерла его мама. Он не знает названия этого городка, не помнит дороги сюда и ему никто никогда не подскажет, где находится это место. «Дом с башенкой» — это последнее воспоминание о его маме, самом родном человек в жизни.
Примечателен образ этого здания — скромный, с обитой штукатуркой, домик, который выстроен не по горизонтали, как обычные дома, а по вертикали — устремлён
Главную роль в картине исполнил девятилетний мальчик Дима Кобецкий из Одессы, который, как и его герой в фильме — воспитанник детского дома. Как отметила режиссёр картины Ева Нейман, она искала мальчика, у которого бы от природы был глубокий и взрослый взгляд.
И если для Димы эта роль стала первой, то для исполнительницы роли его матери — Екатерины Голубевой («Пола Х», «29 пальм») — последней. Через два месяца после окончания съёмок актриса умерла. Специфика её актёрского мастерства заключалась в том, что она не «одевала маску» своего персонажа, а буквально физически вживалась в ту или иную роль. Фатальность её героини в ленте «Дом с башенкой», наверное, не прошла мимо судьбы самой актрисы.
Чрезвычайно убедительно сыграл инвалида один из наиболее ярких украинских актёров Виталий Линецкий. Этого персонажа (как, впрочем, и всех остальных героев картины) воспринимаешь не через его реплики, а прежде всего по его молчанию. Слова, которые произносят герои этой ленты, значат не больше (и не меньше), чем детали их внешнего вида или мимика. Суть этого сюжета рассказывается без слов, что было достигнуто благодаря прекрасной актёрской игре.
Как и предыдущая полнометражная работа режиссёра Евы Нейман «У реки» — эта была снята по мотивам рассказа Фридриха Горенштейна.
Большой акцент в фильме сделан на визуальный ряд. Операторское мастерство Ростислава Головко заслуживает уважения — чуткое движение его камеры в картине словно заменяет авторский текст. От
Композиционно эта картина напоминает потёмки, сквозь которые пробираются люди с керосинками в руках. Поэтому и кульминация фильма — это не яркое мгновение, которое расставляет все точки на «і», а свеча, гаснущая под давлением серой атмосферы военного времени.
Как отметила режиссёр: «Молчаливое послание фильма — «Человечным можно и нужно оставаться всегда».
Ещё одной немаловажной особенностью картины стало то, что это один из совсем немногих
Написано под The Antlers