Режиссер популярной комедии «Сочинение ко дню победы» Сергей Урсуляк экранизировал известную повесть, опубликованную Юрием Трифоновым в 1971 году. Для фильма режиссер несколько упростил изначальную сюжетую коллизию Трифонова и стилизовал действие под классический советский кинематограф, в том числе используя музыку и закадровый голос. Главные герои «Долгого прощания» — Ляля и Гриша; она — актриса, молодая и прекрасная, он — писатель, причем несостоявшийся. Тем не менее Ляля любит своего непутевого, а в чем-то и жалкого мужа. В девушку же, в свою очередь, безответно влюблен его куда более преуспевающий коллега — Смолянов, успешный, состоятельный и знаменитый драматург. Между Лялей и Смоляновым постепенно начинают складываться непростые, обоюдоострые и крайне непрочные отношения, в которых смешивается все — и его страсть, и ее чувство благодарности, и вина, которую испытывают оба по отношению к собственным действиям. Вдобавок ко всему, никуда не исчает и Гриша — в общем, становится ясно, что существование трагического любовного треугольника должно произвести в жизни всех троих самые кардинальные перемены.