До свидания, дети Au revoir les enfants
Проходят годы, десятилетия, но последствия Второй мировой войны никак не забываются, открывая время от времени еще одну изболевшую душу, пострадавшую от ужасов этого страшного периода. В 1987 году французский режиссер Луи Маль тоже решил вспомнить ту страшную пору, которая оставила глубокий печальный след в его детской душе. На биографическом материале базируется его военная драма «До свидания, дети», ставшая одним из шедевров мирового кинематографа и получившая много премий и наград. Картина рассказывает о воспитанниках католического колледжа для мальчиков, учащихся там во время войны. Юные мальчишки были обречены на холодное существование в темных и неуютных классах, где они проводили большую часть их теперешней жизни. Большинство из них, среди которых находился и главный герой Жюльен Кантен, еще совсем недавно жили в тепле родительского дома, и теперь не могут привыкнуть к этому постоянному холоду и мрачности. Только редкие приезды родителей, игры и общение между ними на короткое время заставляли забывать об их бедах.
Настоятель, отец Жан, всегда учил воспитанников не жаловаться на жизнь, ведь есть люди, которым намного хуже. Наверное, к таким принадлежали и новые ученики, появившиеся однажды внезапно и пополнившие ряды школьников. Мальчики не знали, что прибывшие — это скрывающиеся от гестапо евреи, которых отец Жан рискнул спасти и приютить в колледже. Среди новоприбывших был умный и открытый Жан Бонэ, притянувший внимание Жюльена. Вскоре мальчики подружились, и их дружба, несомненно, продолжалась бы не один год, если бы не приехали гестаповцы и не увезли всех евреев и отца Жана, пожалевшего их, на неизбежную смерть.
Молодые актеры полностью оправдали возложенные на них надежды, сыграв с искренностью и откровенностью. Гаспар Манесс прекрасно исполнил роль Жюльена, успешного, высокомерного и немного ленивого, не ожидающего ничего хорошего от колледжа и общения с недалекими одноклассниками. Но новенький Жан в отличном исполнении Рафаэля Фейте поразил его своим спокойствием, уравновешенностью, творческими наклонностями и живым умом. Этим он вызвал оживленный интерес Жюльена, превратившийся позднее в дружбу, нужную ему для борьбы с комплексами и необходимую Жану для поддержки и избежания одиночества.
Картина «До свидания, дети» рассказывает трагическую историю встречи двух мальчиков, чьи души были настолько похожими, что смогли согреть друг друга теплом в то тяжелое и холодное время. Но жестокая, беспощадная война навсегда разлучила их, загубив жизнь одного и дав возможность развиваться другому. Фильм снят сдержанно, без лишней сентиментальности и объективно, но это не мешает ему быть сильной психологической драмой, от которой наворачиваются слезы и в горле надолго застревает горький комок. Особенно поражает драматизмом и трагичностью финальная сцена, где отец Жан прощается с детьми, оставляя им надежду на свое возвращение, не способную
В своем фильме Луи Маль обращается к сердцам людей, напоминая им о жестокой войне, и сеет в их душах гуманистические мысли. Это делает картину «До свидания, дети» не только истинным шедевром, но и символическим зовом к взаимопониманию и толерантности.