Девушка из Дании Дівчина з Данії (The Danish Girl)
В основу фильма положена реальная история жизни скандального художника Эйнара Вегенера — первого мужчины, решившегося на операцию по смене пола. Всё начиналась как невинное переодевание в женскую одежду, а закончилось навязчивой идеей полного перевоплощения в новую личность — Лили Эльбе. Во всём этом Эйнара поддерживала его любимая жена Грета, вместе с которой они прошли весь путь физиологической, духовной и умственной трансформации и были вместе до тех пор, пока смерть не разлучила их.
В основу «Девушки из Дании» положена реальная история, которая в первой половине XX века стала настоящим шоком для европейской общественности. Режиссерское кресло драматической ленты занял обладатель премии «Оскар» Том Хупер, известный своими фильмами «Отверженные» и «Король говорит!». Главные роли достались оскароносному Эдди Редмэйну и Алисии Викандер, однако отдельного упоминания также заслуживают Эмбер Хёрд, Бен Уишоу, Маттиас Шонартс и Себастьян Кох.
Копенгаген, 1920-е годы. Герда – молодая датская художница, которой посчастливилось встретить своего единомышленника, Эйнара Вегенера. Будущий муж выражал готовность выполнять любые прихоти Герды, и та просто не смогла устоять. Через некоторое время выпадает подходящий шанс проверить, насколько искренними были обещания: однажды заболевает натурщица, и Эйнар соглашается помочь жене в написании новой картины. В чем заключалась помощь? Мужчина надевает женское платье и позирует Герде. Результат превзошел все ожидания – картина получилась невероятной, а запечатленного на ней Эйнара было решено назвать Лили Эльбе. И к образу Лили он возвращается снова и снова, что одобряла и сама Герда, отмечающая впечатляющую эстетичность своих работ с переодетым мужем, а не натурщицами.
Однако со временем переодевания перестали являться частью создания определенного образа, поскольку Эйнар стал тяготеть к личности Лили, которая существовала лишь на картинах жены… Мужчине не хватало внутренних перемен и ставших привычными платья с косметикой, что в итоге приводит его к шокирующему решению сменить пол. Супруги Вегенер не знали, к чему приведут такие перемены, не знали, что это прогневает самого короля Дании и станет одной из наиболее обсуждаемых тем даже за пределами страны…
Женская суть в мужском облике
«Позволить себе быть» — главное правило, навязанное Западом в эпоху потребления и массового поиска собственной исключительности. Разумеется, самоидентификация — первопричина выбранного пути, но сентиментальность и толерантность, с которой Европа относится к «оригинальности» изумляет. Картина британского режиссера, обладателя премии «Оскар», Тома Хупера «Девушка из Дании», тепло встреченная на Венецианском фестивале, добралась и до украинского проката. Личная драма одного из первых известных трансгендеров и нравственное разложение личности, больше не способной функционировать в семье и обществе, — главные темы кинопровокации месяца.
Действие происходит в Копенгагене, около ста лет назад. Чета художников успешно трудится в своей просторной квартире над новыми картинами, посещает светские мероприятия и радуется счастливым брачным узам. Однажды натурщица Герды (Алисия Викандер) не является вовремя, и портретистка заканчивает работу, воспользовавшись помощью мужа, облачив его в женское одеяние. Шутливый эпизод открывает в жизни Эйнара (Эдди Редмэйн) новую страницу, он постепенно забывает о своей биологической природе, все чаще представляясь своей кузиной Лили. Чтобы осуществить мечту и избавиться от заточения в «чужом» теле, мужчина решается на рискованную операцию по смене пола, итог которой обещает навсегда изменить жизнь супружеской пары.
Актеры, признаться, действительно проделали кропотливую работу над созданием точной реконструкции портретов реальных исторических персонажей. Дневники Лили, в прошлом пейзажиста Эйнера, дали толчок для написания Дэвидом Эберсхоффом романа «Девушка из Дании», который адаптировали в сценарную основу. Но, к сожалению, проблемы трансгендеров представлены однобоко, исключая появление новых трудностей уже после хирургического вмешательства.
Любопытно, но в картине вовсе не показывают явного интереса Лили к женщинам или мужчинам, а удовлетворение естественных потребностей достигается за счет симпатии к собственному образу, по неосторожности одобренному супругой. Наблюдая за трансформацией главного героя, становится ясно, что он может иметь и другие признаки расстройства половой идентификации, как то шизофрения и аутогинефилия. Нарцисс, которым кажется Эйнар, не нуждается во взаимодействии, но требует постоянного одобрения, подвергая Герду страданиям и чувству вины.
Образ брака в эпоху модерна открыто навязывается сегодняшнему зрителю, объясняя несовершенство и устарелость его традиционных форм. Герда и Эйнер, несмотря на партнерские отношения, слывут в обществе «женатыми чудаками» и высмеиваются богемными коллегами. Авторы, разумеется, хотели сказать о природе любви, которая гораздо более глубокая, нежели обыкновенные семейные хлопоты и кричащие румяные дети. Но анализируя контекст, публика с ужасом открывает для себя всю шаткость нового мира «дозволенности». Теперь конкурировать за внимание мужа придется не просто с женщиной, а с мужем в образе барышни, уверенно расхаживающим в парике и платьях.
Костюмные фильмы, безусловно, способны передать атмосферу хотя бы
Хочется, чтобы «Девушку из Дании», несмотря на весь сентиментализм и понимание к «поиску», общественность не воспринимала как руководство к действию.
Получила от фильма больше, чем рассчитывала. Захватывающая драма с великолепной работой художников и актеров, в частности, Алисии Викандер. Конечно, тема фильма раскрывает очень спорные вопросы, но смотрится на одном дыхании. В меру тяжелая и умеренно глубокая)