Дерсу Узала
Дерсу Узала — известный нанайский охотник, прославившийся благодаря романам российского путешественника и этнографа Владимира Клавдиевича Арсеньева. В самом начале прошлого века группа Арсеньева, занимаясь исследованием уссурийской тайги, прошла вместе с Дерсу многие километры в самых суровых условиях дикой природы. За шесть лет, проведенных вместе, Арсеньев и Дерсу очень сдружились, о чем уже в
В 1975 году Акира Куросава (без сомнения, самый популярный на советском пространстве японский режиссер) совместно с сотрудниками «Мосфильма» снял фильм по мотивам романов Арсеньева. Лента «Дерсу Узала» — один из первых
Дерсу хоть и не многословный, но яркий, необычный персонаж. После смерти семьи Дерсу ушел в тайгу, соединившись с природой, превратившись в ее «сына». Дерсу — доказательство того, что человек может сосуществовать с природой, не нарушая ее законов. Акира Куросава показывает нам не только интересные, захватывающие приключения нанайца и группы Арсеньева, но и знакомит со своеобразной притчей о небольшом, суровом, но прекрасном мире, в котором человек может жить в гармонии с самим собой. Именно в таком месте, как тайга, может образоваться настоящая мужская дружба, которая объединила Арсеньева и Дерсу. Показательно, как меняется Узала, приехав вместе Арсеньевым в Хабаровск. Покинув таежные места, перебравшись в большой город, Дерсу словно потерял часть своей большой и непостижимой души. И, конечно, охотника потянуло назад, в свой заснеженный «дом». Но город не любит чужаков, город предпочитает говорить с ними на своем языке. Финал картины очень эмоционален. Как результат расставания с природой — Дерсу получает «наказание», ведь город не отпускает вольнодумцев.
«Дерсу Узала» — это не просто фильм, это — гимн таинственному величию дикой природы, это гимн взаимодействию человека с природой. И большая благодарность за этот «манифест» Акире Куросаве. Сейчас, к сожалению, гимны поют совсем о других вещах. А чем дремучая и до сих пор непостижимая уссурийская тайга хуже той фэнтезийной природы планеты «Пандорум»? Менее красочна, менее эффектна? Согласен, зато она настоящая, реальная, а не нарисованная аниматорами с хорошей фантазией. И на тайгу так же, как и на Пандорум, все сильнее наступает «железная пята» прогресса, уничтожающая царство самим Богом созданного мира.
Но тайгу некому защищать, «дети» тайги — многочисленные грызуны, рыси, птицы, фактически уничтоженные тигры и такие уникальные люди, как Дерсу Узала. И сегодня, когда многие режиссеры, не стыдясь, честно признаются, что они работают и творят исключительно ради денег, такие фильмы, как «Дерсу Узала», жизненно необходимы, чтобы сохранить в кинематографе «вымирающий вид» честного кино.