Черный океан Noir océan
Фильм «Чёрный океан», представлявшийся во французской секции кинофеста «Молодость», повествует о трёх парнях, которые служат на французском военном корабле, участвующем в ядерных испытаниях на атолле Муруроа в Тихом океане в 1972 году. В ленте француженки Хенсель постепенно раскрываются взаимоотношения матросов на судне, которые поневоле встретились с неожиданными обстоятельствами насилия, случайной дружбы, одиночества и мечтаний.
Режиссёр Хенсель перенесла на экран книгу француза Юбера Мингарелли «Тихий океан», попавшего после учебы на военное судно в возрасте 17 лет. В центре сюжета — три парня, которые находятся на борту военного судна во время одного из 138 ядерных испытаний вблизи островов Полинезии. Картина живописует о воинском долге, о невозможности выбора, а также о тонкостях человеческой натуры в целом.
Как отмечала сама постановщица, она «хотела сделать фильм одновременно насыщенным и простым, полным эмоций и нежности к ребятам, попавшим в те условия». В общем, режиссеру задумка удалась отчасти, так как наблюдать за монотонными изо дня в день повторяющимися действиями, поступками и ритуалами молодых моряков не так интересно и занятно. «Черный океан», который должен был стать драмой о человеке, его взаимоотношениях с другими и его месте в мире, на поверку оказался больше
В ленте «Черный океан» Хенсель почти все действие связано с пребыванием в закрытом пространстве, то есть на корабле посреди океана, с редкими вылазками на берег, включая финальные эпизоды. Все внимание сюжета посвящено вынужденному сосуществованию трёх главных героев, развитию отношений между ними и переживаниям, свойственным при переходе из отрочества во взрослую жизнь. Жизнь на борту сопряжена с неясной целью нахождения судна у Муруроа. Подвешенное состояние передается на всех служащих корабля. Особенно остро воспринимает этот вопрос Массина. Впрочем, не меньше его заботит пёс Джованни, всюду следующий за ним по пятам. Да Маджо, напротив, сосредоточен на фотографиях и ядерный взрыв означает для него не больше, чем крупное событие, о котором стоит известить близких. Куда критичнее настроен Мориати, не воспринимающий своего вынужденного присутствия на борту. В то время, как остальные рубятся в карты и устраивают кулачные бои, троица приятелей по разным причинам увлечена другими занятиями.
Отношения между ними разворачиваются под влиянием правил и офицеров, установивших свои порядки на борту. Друзья познают редкие радости (запретное шампанское на мостике, сигареты, бар на острове, посылки) и горести (насилие). Всё это показывается в неприглядной простоте, но без огонька. По существу две трети хронометража сосредоточены на заданиях, выполняемых матросами, и их поступках, имеющие далекоидущие последствия, которые заканчиваются неожиданным для всех ядерным взрывом.
Последняя треть картины плавно переходит с корабля на живописный остров, на который ребята отправляются отдохнуть и порыбачить. Только здесь парни раскрываются, дают волю чувствам и раскрепощаются.
Однако фрацуженке не удалось целиком отобразить, дать прочувствовать мир каждого из парней, поневоле попавшим на ядерные испытания. Хенсель лишь частично углубилась в будни матросов, оставив в конце массу загадок, понятных только тем, кто ознакомлен с мемуарами. В фильме чудесно поработал оператор, а заглавная песня, как никакая другая, прекрасно вписывается в реалии ленты.
«Черный океан» снят «не ровно» и вслед за одним интересным эпизодом может появиться совсем другой — напротив — скучный. В то же время лента смотрится легко и с интересом,