Черная месса Чорна меса (Black Mass)
Третьей режиссерской работой Скотта Купера («Сумасшедшее сердце») становится криминальная драма «Черная месса», основанная на реальных событиях – сценарий был написан по книге-расследованию журналистов Дика Лера и Джерарда О‘Нила. И хотя картинами о гангстерах давно никого не удивить, до сих пор хватает историй, достойных воплощения на большом экране, особенно если речь о колоритных преступниках (главный герой в действительности попал за решетку лишь недавно, разменяв девятый десяток). В фильме подобрался впечатляющий актерский состав – Джонни Депп, Бенедикт Камбербэтч, Джоэл Эдгертон, Дакота Джонсон, Кевин Бейкон, Кори Столл и другие.
Уайти Балджер – любящий власть ирландец, родившийся в США. Однако в Америке он не стал чужим, быстро освоившись на непривычном для семьи месте. Вместе со своим братом Биллом парень постепенно набирал всё больший вес в обществе, да только выбрал для этого не самый благоприятный, но во многом ожидаемый путь. Рэкет, убийства и впечатляющий рост влияния в криминальных кругах – Уайти уверенно двигался на вершину криминального мира Бостона с группировкой «Зимний холм», которую сам же и возглавлял. Но однажды ФБР перекрывает кислород и «Зимнему холму», и самому Балджеру.
Закат криминальной карьеры и продолжительный тюремный срок? Такое развитие событий было наиболее реальным, но неожиданно в ФБР принимают решение начать сотрудничество с Уайти. А что же Билл? Он добился серьезного успеха в политике, но слава брата-гангстера всё сильнее нависает над ним, особенно когда Уайти снова начинает решать возникающие проблемы в своем любимом стиле – жестоком и беспощадном. И в какой-то момент в происходящем оказываются замешаны все, кто так или иначе знал Балджера.
Скучный и не совсем внятный байопик об одном из легендарных гангстеров США
Ирландец Джеймс «Уайти» Балджер (Джонни Депп), член бостонской бандитской группировки
Скотт Купер, режиссер «Сумасшедшего сердца» и «Из пекла», обратился к гангстерской тематике, взявшись за довольно многообещающую историю жизни Джеймса Балджера, американца ирландского происхождения, поднявшегося в криминальном мире Бостона. Тем не менее ни фигура постановщика ни актёры с хорошим бюджетом не смогли совершить из «Черной мессы» жанрового чуда. В реальности байопик Купера оказался авторским цитатником любимого им гангстерского кино, своеобразной стилизацией под фильмы о плохих парнях, которые, очевидно, уже никто достойно не снимает.
Основное действие ленты происходит в
В фильме собрали целое созвездие первоклассных актёров, которые по неизвестному стечению обстоятельств оказываются зажатыми в своих скромно прописанных по сценарию амплуа. Больше всего становится обидно за Джонни Деппа, в своем невообразимом голубоглазом и полысевшем гриме не способного выразить ни одной достоверной человеческой эмоции. В каждом эпизоде его присутствие рядом с другими вызывает у них леденящий и неоправданный страх. Пожалуй, только сюжетная линия его
Персонаж Деппа идейно считается главным героем, но он настолько безлик и неинтересен здесь, что «главными» постепенно становятся все: влипший агент ФБР, его жена, коллеги по бюро
Авторы картины, к сожалению, слишком переоценивают роль печально известного гангстера, оказавшегося обыкновенным хладнокровным
Быть Уайти Балджером
Не обманулся я в своих ожиданиях относительно октябрьских криминальных драм. В начале месяца в «Легенде» блестяще солировал за Реджи и Ронни Крэев Том Харди, а в конце на арену в «Черной мессе» вышел Джонни Депп, внешне легко, играючи вернув себя себе позиции топ-драматического актера, потерявшиеся в последние годы за блестящей мишурой эффектных, но не очень глубоких ролей.
Работа у Скотта Купера - принципиально иная во всех отношениях. И снова я не ошибся - только теперь шесть лет назад, испытав подлинное наслаждение игрой Джонни в фильме «Джонни Д.» про своего тезку Диллинджера – криминальную звезду времен Великой Депрессии. Да, временами этот гангстер-Депп рисовался и играл на публику, но, во-первых это, в общем, не сильно противоречило правде, а, во-вторых, придавало Диллинджеру дополнительный шарм.
В «Черной мессе» актер уже не стает в эффектную позу, его Джеймс Уайти Балджер – сплошная психология по высшему разряду. Главное, чего удалось добиться Деппу, - это показать полную непредсказуемость своего героя. Перед нами вроде человек с одной с нами планеты, но предугадать смену его настроений, его поступки тщатся даже самые близкие Уайти люди. Взорвется ли Балджер вспышкой ярости, или расплывется в дружеской улыбке? Окатит ли собеседника ледяной вкрадчивостью, за которой может последовать что угодно, или дружески хлопнет по плечу и заведет непринужденный разговор «за жизнь»? И так далее, и тому подобное. Мгновенную, неуловимую перемену настроения Депп великолепно играет не только душой и умом, но и лицом: мимика, взгляд, движения рассчитаны и задействованы актером с ювелирной точностью. После гримас и кривляний Джека Воробья, от которых я слегка подустал уже ко вторым «Пиратам…» и ряда персонажей Деппа, в большей или меньшей мере с него списанных, работа Джонни в «Черной мессе» - просто праздник для зрителя, настолько тут все свежо и незаклишированно. И дело тут не только и не столько в радикальной смене имиджа (хотя гримерам за внешность Балджера – высший балл!), а в том, что, прежде всего, мы видели перед собой оригинального, самобытного персонажа, а не реинкарнацию пиратского вожака на улицах Бостона.
Непредсказуемость Уайти мучительна для окружающих, но куда страшнее его так называемые эмоциональные паузы, когда Балджер стремительно анализирует, выбирает и просчитывает свои реакции на вызовы извне. В такие минуты его лицо застывает неподвижной маской, взгляд становится пустым, кажется, Уайти полностью отключается от действительности, но впечатление это крайне обманчиво: за внешним безразличием чувствуется напряженнейшая работа мысли, однако прочитать что-нибудь на лице героя невозможно абсолютно. Это в разы усиливает мучения и сомнения общающихся в этом момент с Балджером. Все подобные «тайм-ауты», сыгранные в картине Деппом, - высочайший актерский класс. Но не менее важным, а возможно, и самым главным является то, что Уайти Балджер остается непонятным и непрогнозируемым, прежде всего, для самого себя. И в такие вот эмоциональные паузы это чувствуется особенно сильно. Какой будет его реакция, он порой не знает до самого последнего мгновения. Жестокий, умный, хитрый, расчетливый, холодный и циничный. Однако и по-своему обаятельный, искренний, честный и даже, как ни странно, благородный, – все это Уайти Балджер в блестящем исполнении Джонни Деппа. Не забудем и о заботливом (пусть тоже на свой манер) отце для своего сына. Работа Деппа подобно танку прорывается как минимум к номинации на «Оскар», а то и дальше. Другое дело, что под этим Олимпом к концу года собрались уже как минимум десятка полтора подобных отличных ролей, и продолжение следует. Теснота в мужской номинации нынче такая, что, возможно, не имеет аналогов в истории «Оскара».
Затеряться на фоне такого блистательного Деппа было бы вполне простительно и вряд ли его партнеров тогда заподозрили бы в халтуре. Но многие сумели даже при таких невыгодных для себя условиях, с таким ярким главным героем, под которого «Черная месса», собственно, и снималась, проявить себя и сыграть самобытных, запоминающихся персонажей.
Первым среди них, на мой взгляд, стоит назвать Бенедикта Камбербэтча, сыгравшего сенатора Билли Балджера. Брат Уайти получился фигурой противоречивой. С одной стороны, ему хочется вырваться на совершенно другой, высший социально-общественный уровень. Но в то же время Билли прекрасно сознает (хотя не хочет себе в этом признаваться), как над ним довлеет то, что я назвал бы «узами Бостона», связывающими выросших на его улицах в отдельное нерушимое братство. В котором даже родственные связи могут отойти на второй план, а в ход вступает непреложный бостонский моральный кодекс, усваиваемый практически с детства. И противостоять этому невероятно тяжело, даже если ты уже на несколько пролетов вверх на карьерной лестнице.
Насколько крепок и неподвластен времени этот кодекс, мы можем увидеть на примере Джона Коннолли. Этот герой поначалу кажется наиболее слабым и уязвимым звеномиз бостонской братии, которого легче искусить, Внутренняя борьба в нем, пожалуй, намного жестче, чем у Билли, и просчитать, как поступит Джон, порой чрезвычайно сложно. Но почему-то меня весь фильм не оставляло ощущение, что у искушений все таки мало шансов, несмотря на все «против». Без сомнения, одна из лучших ролей в кино Джоэла Эдгертона, также не затерявшегося в тени Деппа.
Кроме них, также понравились Кевин Бейкон в роли Чарли МакГира и Питер Сарсгаард в роли Брайана Хэллорана.
Дакота Джонсон, которую в «50 оттенках серого» в своей наивности и доверчивости хотелось защитить от всех невзгод, сохранила свою нежность и хрупкость и в «Черной мессе». Однако в ее Линдси Сайр наряду с этим чувствуется сильный характер. То, что она решилась выйти замуж за Балджера, свидетельствует в пользу ее совсем не слабой воли. И она оказывается чуть ли не единственной, кто способен противостоять змеиному гипнозу Уайти, от которого приростали к месту видавшие виды мужчины. Очень неплохая роль Дакоты она также достойна большой похвалы.
70-ые у Купера воссозданы прекрасно. В эпоху ты погружаешься с головой, и два часа живешь в другом времени – со своими радостями, горестями, проблемами. Создатели хорошо поработали над антуражем и деталями, хотя лицом эпохи в «Черной мессе» остаются в первую очередь люди.
Хорошо послужила этой цели и музыка Джанки Экс-Эл: почти все темы удачно попали и подчеркнули как настроение конкретных сцен, так и общую атмосферу фильма в целом.
От «Черной мессы» я хотел получить очень многое, но в результате получил во стократ больше. Громадное спасибо Скотту Куперу и всей команде! Безусловно, одна из лучших криминальных драм года.