Человек без прошлого Mies vailla menneisyyttä
Известный финский режиссер Аки Каурисмяки славится умением создавать малодинамичные драмы, в которых развитие сюжета связано с все более трагичной участью персонажей. На удивление, фильм «Человек без прошлого» отличается динамикой, тонким юмором и жизнеутверждающим финалом.
Главный герой (Маркку Пелтола) этого фильма не имеет имени. Зритель не успевает с ним как следует познакомиться, а герой уже успел умереть. Зритель знает только причину, побудившую героя из провинции приехать в Хельсинки, это безработица и поиск лучшей жизни. Героя в двух шагах от железнодорожного вокзала грабит и избивает до полусмерти уличная шпана. В больнице он умирает, а потом воскресает. Вот таким нехитрым приемом Аки Каурисмяки открывает зрителю вторую главу ленты. Теперь герой — это просто мужчина. Даже еще короче — М. Он не помнит, какая жизнь у него была в прошлом, он не знает своего имени. Единственное цельное знание — умение говорить
Персонажи в большинстве фильмов Аки Каурисмяки похожи. Это эмоциональные, предприимчивые люди, которые сохраняют внешнюю невозмутимость. Они даже двигаются размеренно. Конечно, это не более чем творческая манера режиссера. Но надо признать, что актеры при всей этой вычурности выглядят непринужденно. И, конечно, играть в разных эпизодах, сохраняя одну стилистику, при этом изменяя настроение героя, — признак высокого мастерства.
Аки Каурисмяки, сняв фильм «Человек без прошлого», доказал не только свое режиссерское мастерство, но и писательский талант: сценарий к фильму Каурисмяки сделал лично. Юмор, который присутствует в большинстве сцен, краткие недвусмысленные реплики персонажей придают этой картине неповторимый шарм.
Не меньше, чем работа режиссера и автора сценария, в этом фильме выделяются профессиональные манеры оператора и монтажера. Этот фильм Аки Каурисмяки снял в традиционной для себя лаконичной манере, которая прекрасно сочетается со сдержанными персонажами этой ленты. В каждом кадре присутствуют только важные детали, которые помогают зрителю понимать персонажей. Резкий, иногда неожиданный, монтаж венчает общее впечатление о ленте.
Фильм «Человек без прошлого» получил широкую известность международного киносообщества. На Каннском фестивале лента была удостоена Приза жюри, а Кати Оутинен получила Серебряную премию за лучшую женскую роль. Такое внимание закономерно. Эта лента создает оптимистичное настроение, зритель может поверить, что в нашем глобализированном мире, в котором много опасностей,
Картину «Человек без прошлого» обязаны посмотреть все ценители интеллектуальных комедий, и все почитатели европейского кинематографа.