Бразилия Brazil
В 1949 году Джордж Оруэлл опубликовал роман «1984» — альтернативное видение тоталитарного будущего. 36 лет спустя Терри Гиллиам выпустил в свет картину «Бразилия» — собственную свободную интерпретацию книги Оруэлла. Время действия фильма отдаленно напоминает реальные
Главный герой «Бразилии» — Сэм Лоури (Джонатан Прайс) — смиренный, доведенный до отчаяния захудалый программист, который проводит целый день за машиной и бумажной работой. В конце концов, он решает съюлить: когда начальник не смотрит, он вместе с коллегами переключает экраны своих компьютеров, чтобы посмотреть старые развлекательные телешоу. Сэм понимает, что его жизнь однообразна и строго регламентирована, но он не видит выхода из этой ситуации. Единственная отдушина — его героические сны, в которых он превращается в прекрасного принца, обитающего над жалкой рутиной и спасающего прекрасную девушку.
К сожалению, настоящая жизнь не дает никаких предпосылок надеяться на воплощение снов в реальность и все начинает рушиться. Даже элементарные механизмы поддержания жизнедеятельности выходят из строя. Слава богу, хоть в этом может помочь Гарри Татл (
Всё это кажется до боли знакомым: своими сюжетными линиями «Бразилия» таки очень близка к поворотам в «1984», но подход абсолютно разный. За год до выхода «Бразилии» Майкл Рэдфорд экранизировал сухой роман Оруэлла и представил публике еще более сухой и суровый одноименный фильм. Творение же Гиллиама, наоборот, предстает возвратом к психоделу
Еще одно отличие между двумя мирами, созданными Оруэллом и Гиллиамом, в том, что последний не ощущал никаких финансовых ограничений. Несмотря на то что студия поначалу не хотела выпускать картину в широкий прокат, денег на создание не пожалели: режиссер получил неплохие на то время $15 млн. Творение Гиллиама «Бразилия» напичкано отменными и отточенными спецэффектами, сенсационными декорациями, апокалиптическими разрушениями и всеобщим отсутствием порядка и дисциплины. У меня сложилось впечатление, что автор картины просто сел, записал свой последний сон, написал сценарий, игнорируя производственные сложности, и создал фильм, местами игнорирующий здравый смысл. Вообще то, за «Бразилией» очень сложно уследить. Я видел картину дважды и все равно не уверен в том, кто же на самом деле все герои и как они подходят общей линии картины.
Хотя, скорее всего, Гиллиам и добивался того, чтобы зритель мало что понял с первого, второго, десятого раза; весь дух картины ставит нас в замешательство и создает полнейшую атмосферу паранойи. Все его ленты изобилуют сногсшибательным сюрреализмом, картинка заставляет забыть о любых поворотах сюжета, а камера исполняет сумасшедшие трюки и контролировать ситуацию уже нет желания. Хочется просто радовать глаз под хорошую философскую притчу с замаскированным посланием.