Бойцовая рыбка Rumble Fish
Френсис Форд Коппола — классик, картины которого обязательно становятся культовыми. Иногда это происходит не сразу. Фильм «Бойцовая рыбка» провалился в прокате. Это легкообъяснимо, если вспомнить, что 1983 год, когда лента вышла на экраны, — это подъем рейганомики, это золотой век death metal, это время, когда наркотики стали нормой жизни. Американцам тогда казалось, что наставший праздник никогда не закончится. И вдруг появляется
Сюжет фильма прост и сложен одновременно. Кажется, персонажи и сюжетные линии банальны: молодежь, которая страдает от скуки в маленьком городке, развлекается наркотиками, сексом и рукопашными уличными боями. Главный герой, Расти Джеймс (Мэтт Диллон), как и другие обитатели городка, живет в собственном мифическом мире. Для Расти этот миф связан с образом его старшего брата. Ощущение мифологизации живого человека усиливается от того, что имя брата не упоминается. Это просто Мотоциклист (Микки Рурк).
Расти готовится к такому же великолепному будущему. Он вырастет, возмужает, получит неформальный уличный титул, а потом отправится на покорение Америки. Но внезапно Мотоциклист возвращается. Он, как и раньше, ничего не имеет. Кроме своего мотоцикла. Только теперь он страдает от глухоты и дальтонизма. Он безразлично смотрит на мир, который безразлично смотрит на него.
Герой Мэтта Диллона — это американец в худшем своем проявлении. Это человек, который хочет порвать со своим прошлым, а построить собственное светлое будущее он не в состоянии. Единственное, чем он обладает, это миф, призрак, за которым он безрезультатно гонится всю жизнь.
Микки Рурк в роли Мотоциклиста выглядит магически. Его колоритная внешность и уверенность в себе не оставляют сомнения в том, что Рурк понимает, каково это: быть бойцом. Кстати, Микки Рурк в молодости действительно был боксером и прославился своей агрессией по отношению к противнику. Из этих деталей собирается целостный образ человека, который к 30 годам прожил свою жизнь. Он не достиг вершин общественной лестницы и не вырастил замечательных детей. Жизнь Мотоциклиста закончена, потому что его собственный миф рухнул. Мотоциклист остался
В этом фильме показан срез общества. Талант Копполы в том, что он (как и в трилогии «Крестный отец») сумел разнородных персонажей представить как единое целое. Лента производит леденящее впечатление: это смесь безысходности и веры в собственные силы. Иногда кажется, что герои могли все начать иначе, и тогда у них был бы шанс достичь Эльдорадо. Ближе к финалу складывается убеждение, что герои, как и бойцовые рыбки в зоомагазине, обречены плавать в своих аквариумах. И не важно, как начинается эта история, конец уготован один.
«Бойцовая рыбка» — это