Берег москитов The Mosquito Coast
Изобретатель Элли Фокс (Харрисон Форд), разочаровавшись в укладе общественного строя в целом и в своей собственной жизни в частности, покидает Соединенные Штаты и отправляется в Центральную Америку. Взяв с собой супругу и четверых детей, Фокс приезжает на знаменитый Берег Москитов — восточное побережье современного государства Никарагуа. Решив основать среди аборигенов «новую Америку», Элли Фокс сталкивается с многочисленными проблемами, которые, как оказалось, после перемены места жительства, никуда не делись. «Берег москитов» — красивая художественная утопия, созданная австралийским режиссером Питером Уиром по мотивам одноименного романа американского прозаика Пола Теру.
Режиссер Питер Уир, снявший в 1985 году фильм «Свидетель», главную роль в котором сыграл Харрисон Форд, снискал великую славу. Напомню, что «Свидетель» был награжден двумя «Оскарами» — за лучший сценарий и лучший монтаж. Уже в следующем году австралийский мастер, снова взявший в помощники Харрисона Форда, решился на рискованную для кинематографа авантюру. Фильм «Берег москитов» был создан на основе одного из самых неполиткорректных и «не причесанных» американских романов Пола Теру.
Риск заключался в том, что в США публика никогда не любила, когда ей говорят неприятную правду в лицо. Иронично высмеянные критики и зрители ответили просто — проигнорировали фильм, благодаря чему он собрал в кассах лишь половину от изначально потраченных на производство средств. Представляю, как зрители идут в кинотеатры, надеясь увидеть «робинзониаду» с Харрисоном Фордом, а взамен получают ироничную драму о США. Харрисон Форд, являющийся в
В центре сюжета фильма — внутренний конфликт главного героя, Элли Фокса, которому опротивел путь Соединенных Штатов. Подгоняемый бедностью, отсутствием творческой реализации и сильнейшими амбициями, Элли Фокс убегает от мира, прихватив с собой семью. По замыслу Фокса, при этом считающего себя истинным американским патриотом, на новом месте можно будет начать жизнь «с чистого листа». Естественно, оказывается, что побег, по сути, от самого себя, не помогает, а даже усугубляет ситуацию. Фокс оказывается все тем же классическим американцем, действующим во имя собственного эгоизма и зачастую вопреки здравому смыслу. Особой пикантности добавил отличный штрих — приведение в сюжет антагониста, глубоко верующего отца большого семейства, также приехавшего на Берег москитов с надеждами на новую жизнь. Естественно, столь внешне разные, но столь одновременно и похожие в своем эгоизме друг на друга мужчины уже скоро начинают подливать масло в разгорающийся конфликт. Причем главными жертвами конфликта становятся ни в чем не повинные, издевательски безвольные семьи мужчин.
Удивительно, но австралийский режиссер Питер Уир, четырежды номинировавшийся на «Оскар», в итоге так и не получил золотую статуэтку. На мой взгляд, мастер, создавший такие шедевры, как «Шоу Трумана» и «Общество мертвых поэтов», достоин самых высоких наград. Жаль, далеко не всегда критики проявляют уважение к умному кино, отдавая предпочтение пафосу и зрелищности. «Берег москитов» — умное кино. Рекомендую правильным зрителям, а также всяческим самодурам, которые, может быть, разглядят в действиях героя Форда самих себя.