Барри Линдон Barry Lyndon


Поразительно, насколько
Убив на дуэли офицера королевской армии, бедный юноша вынужден пуститься в бега. Жизнь преподносит ему разные сюрпризы и понемногу выдвигает в высшее общество, но Барри считает все происходящее с ним крупной неудачей и никогда не бывает довольным. Если разобраться, то любой другой на его месте был бы на седьмом небе от счастья. Действительно, на поле боя ему удалось уйти от пуль и остаться живым, повезло добиться денег в кастовом обществе, где ирландцы всегда считались вторым сортом. Наконец, в него влюбилась богатая красавица, способная превратить его жизнь в сказку. Но ничто не принесло Барри радости. Всякий раз, когда удача улыбалась ему, он с каменным лицом и без наименьшей благодарности принимал дары судьбы. Так испортить свою и чужие жизни мог только он.
Главную роль в фильме «Барри Линдон» исполнил неизвестный до этого американский актер Райан О’Нил, в котором режиссер распознал огромный потенциал и не ошибся. Райан прекрасно исполнил свою роль, создав образ всегда недовольного ирландского франта. Хорошо показала себя Мариза Беренсон в роли величественной графини Линдон. Да и остальных актеров не в чем упрекнуть. Все образы отличны, передан дух эпохи, отображены манеры и нравы английского высшего общества.
Безупречно создан визуальный мир фильма. Он заслуживает звания одного из самых живописных в истории кинематографа. Особенно много аллюзий на картины английской живописи того времени. Очень кстати и классическая музыка, использованная в фильме: она создает ощущение реальности всего происходящего. Но наибольшей похвалы заслуживают костюмы персонажей. Благодаря им зритель как будто переносится в XVIII век.
Стэнли Кубрик — один из тех редких режиссеров, которые способны создать невероятную атмосферу натуральности и полностью отобразить дух эпохи. Об этом свидетельствует каждая наименьшая деталь в фильме, а кроме того, неспешный дух повествования, небольшая эмоциональность, чопорность, длинный хронометраж. Отсутствие экшена и напряжения делает картину описанием времени, столетия. Скрупулезность и дотошность дополняется закадровым голосом, который наперед описывает события, придавая ленте особенности литературного стиля повествования.
Уловив смысл задумки режиссера, прекрасно поработал и оператор, сумев снять фильм особенным методом исключительно при натуральном освещении и свечах. А чего только стоит сцена дуэли лорда Буллингтона и Барри Линдона! Не зря она стала культовой и была растаскана на визуальные цитаты.
Не каждый зритель сможет понять и оценить по достоинству фильм «Барри Линдон», но он заслуживает огромного внимания. Свидетельство этому — четыре «Оскара». Это лучшая лента, освещающая эпоху Просвещения.