Барбара Barbara
Барбара
Германская Демократическая Республика, 1980й год. Весь просвещённый мир вовсю смакует вкус свободы действия и мысли, пока социалистический строй доживает свои последние годы. Но до падения Берлинской стены осталось еще целых 10 лет, так что жителям ГДР приходится мириться с окружающей их хмурой действительностью. У кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже. Так, например, Барбаре, которая находится не то чтобы в возрасте, но на самом его пороге, приходится, мягко говоря, несладко. После прошения о выезде из страны, ее буквально ссылают в маленький захолустный городок, где она оказывается под постоянным контролем спецслужб. С первого взгляда, может показаться, что Барбара остепенилась. Она работает в местной больнице, ведет скучный и обычный образ жизни, пытаясь не привлекать ничьего внимания. Но на самом деле, живет она лишь несколько часов в неделю — когда к ней на запретные свидания приезжает ее жених, страстно желающий вывести любимую из страны.
«Барбара» — фильм немецкого режиссера Кристиана Петцольда в очередной раз предлагает зрителю проникнуться чувствами несчастных людей, угнетаемых Коммунистическим режимом. Главная героиня оказывается заложницей сложной моральной ситуации, когда она проникается симпатией к своему начальнику — симпатичному молодому врачу Андре. Ко всему прочему, проблем ей добавляет ее профессиональный долг врача. Юная Стелла — еще одна раздавленная режимом невинная жертва, может доверять только Барбаре, что не делает проще ни ее жизнь, ни жизнь самой главной героини. Таким образом, основной лейтмотив фильма Петцольда — анализ человеческого характера и силы воли отдельного индивида перед лицом безликой системы. Тема не новая, но вечно актуальная, в силу того, что корнями она исходит исключительно из исторического и, при этом, недавнего опыта человечества. На первое место в таких случаях всегда выходит стилистическая составляющая, то, насколько убедительно и какими средствами, режиссер подает материал. Вот и «Барбара», подобно старой истории, разбавленной новыми деталями и потому звучащей интереснее, в чисто кинематографических аспектах выглядит убедительно. Несмотря на изначальную ориентировку на фестивали и общую арт-хаусную атмосферу, сюжет наполнен событиями, а сам фильм смотрится живо и интересно. Главной структурной деталью фильма, разбавляющей само действо и выгодно выделяющей «Барбару» на фоне схожих по замыслу картин, является профессия героини. Не будь она врачом, «Барбара» была бы фильмом про одинокую недоверчивую женщину, которая, подобно заключенному в тюрьме, просто ждет, когда ее отпустят на волю. А сделав ее доктором, причем не обычным, а ответственным и умелым, режиссер добавил в образ своего центрального персонажа драматизма и моральных противоречий. Без которых Барбаре, весь фильм ведущей себя несколько высокомерно и холодно, сочувствовать было бы сложновато.
ГДР, 1980 год. Женщина по имени Барбара (Нина Хосс) подает заявление на выезд из страны, а вместо этого её под надзором спецслужб отправляют работать в провинциальную больницу. Мечтая выбраться из ненавидимой страны Барбара трудится в поте лица, обретает друга и лелеет мечты о счастье, которого по её мнению в ГДР не было и не будет.
Кристиан Петцольд принадлежит к режиссёрам так называемой «берлинской школы», которой присущи минималистичность, крайний реализм на экране и глубина истории. Уже в пятый раз он снимает в своих фильмах свою музу — Нину Хосс («Напоминание», «Вольфсбург», «Йелла» («Серебряный медведь» за лучшую женскую роль) и «Йерихов»). И уже в третий раз он с «Барбарой» поборолся за высшую кинонаграду Берлинале (в 2005 — «Призраки», в 2007 — «Йелла»). И «Барбара» получила заслуженный приз — «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.
Барбара в лице Нины Хосс — это холодная и замкнутая в себе умная женщина, которая столкнулась с непереборимой силой в лице тоталитарного государства и его спецагентов во главе с Шутцем (Райнер Бок), для которых свободолюбивая врач — лишь воплощение сопротивления режиму. Авторы не сразу, а шаг за шагом приоткрывают её историю, разъясняя какие мотивы двигали Барбарой при подаче заявления и какие чувства она испытывает сейчас, переехав из берлинской «Шарите» в презираемую ею провинцию.
Сгущая краски, неприглядно описывая быт жителей Восточной Германии, постановщик добивается нужного эффекта и убеждает зрителя в том, что мир главной героини абсолютно её не устраивает, сжимает её со всех сторон (к примеру, проверками «штази»). И в то же время нас иногда вовлекают в её редкие сиюминутные встречи с любимым
На этом фоне совершенно неожиданно для самой Барбары к ней проникается теплыми дружескими чувствами зав.отделения больницы Андре (Рональд Церфельд, который играет также в немецкой «Невидимой»), который как и она щепетильно относится к работе, выказывает состраданием больным и общение с которым доставляет ей удовольствие. Таким образом героиня слишком остро воспринимающая бренность бытия, неожиданно раскрывается перед человеком, которому не чужды её проблемы и чувства, и постепенно проникается опасным положением пациентки Стеллы (Ясна Фритци Бауэр).
Несмотря на сухость и минимализм постановки, «Барбара» оказывается достаточно умной драмой на популярную в новой Германии тему. В
Картина не слишком дотошна, но красноречива в деталях и отснятых кадрах: так, часто в кадре Барбара проезжает по проселочной дороге на велосипеде при порывистом ветре, либо её переживания дают крупным кадром. Стоит сказать, что актёрский тандем Хосс и Церфельда придаёт фильму ещё большего психологизма и глубинности, перед зрителем обнажаются не только социальные неурядицы в ГДР, но и любовное чувство, которому Барбара не изменит.