Барака Baraka
21 год прошёл с тех пор, как состоялась мировая премьера «Бараки». Лишь избранные фильмы доходят до украинского проката спустя столь значительный период времени.
Обычно на наши экраны фильмы выходят в повторный прокат лишь в том случае, если появляется их 3D версия. По этой самой причине недавно можно было пересмотреть объёмные версии анимаций «Красавица и чудовище», «Король лев» и проч.
Однако «Барака» выходит в той же версии, что и в 1992 году. Без никаких кординальных технических правок. Подобной чести в прошлом году удостоился лишь один фильм — «Сладкая жизнь» Феллини, являющаяся иконой для всех без исключения поколений киноманов.
Свидетельствует это лишь об одном — «Барака», как и «Сладкая жизнь», получила прописку в кинематографической мифологии. Так что если конец света, которым регулярно шокируют массовое сознание, однажды
И действительно — эта лента подобно зеркалу, отражающему жизнь на нашей планете. При полнейшем отсутствии диалогов, закадрового голоса и каких бы то ни было комментариев — фильм даёт понять главное — пульс жизни на нашей планете. Так что не стоит во время просмотра расспрашивать сидящих рядом зрителей о том, где находятся те или иные красоты, показанные в фильме.
Ватикан и джунгли Амазонки, Мекка и трущобы на окраине мегаполиса, японские монастыри и птицефабрики… Всё это и многое другое сменяет друг друга подчас в абсурдной и не сопоставимой последовательности. Святость и ничтожность, безликая индустрия и торжествующий гуманизм — подобные контрасты в фильме лишь подчёркивают абсурдность нашего мира.
Что чувствуешь после просмотра этой ленты? Лёгкость. Смятение. Пустоту. И одновременно наполненность. Чувство, которое трудно описать односложно, но которое максимально точно объясняется понятием «Блаженство». Именно так переводится само слово «Барака» со старинного персидского языка.
Лента снималась в течение 14 месяцев в 24 странах мира. В ней словно даётся возможность погладить трёх китов, на которых, согласно преданиям, держится наш мир.
В своё время картина была снята на пределе технических возможностей. Точное изображение, не дающее искажений даже на громадном экране. Удивительной насыщенности цветокоррекция. Вся эта не всегда необходимая техническая вычурность заставляла удивиться всех тех, кому не пришёлся по вкусу поэтичный месседж ленты.
По своему стилю это был далеко не первый видовый фильм. До него уже пользовались успехом «Кояанискатси» (1982), «Поваккатси» (1988)… Однако именно «Барака» стала культовой. Своего рода вершиной и предельно очным обобщением того, о чём несколько невнятно пытались высказаться предыдущие ленты.
Поводом вспомнить «Бараку» стал выход на широкие экраны «Самсары» (2011) — фильма, который подхватывает эстафетную палочку идей, вложенных в предыдущий фильм. Снят последний спустя 20 лет после «Бараки» тем же режиссёром Роном Фрике. И при этом первое, что бросается в глаза — предельная идентичность двух картин.
При всём своём галопирующем техническом и социальном прогрессе — по своей сути мир не изменился. Его основы остались прежними. Его ценности не девальвировали и не выросли. Его люди не стали жить ни лучше, ни хуже.
Уверен, что пересмотрев «Бараку» или её «визуализированное эхо» «Самсару» спустя ещё 20–50 лет — впечатление и выводы от фильма будут такими же. А это лучшее подтверждение, что перед нами классика…
Перед нами очередной пример популярного в последнее время повторного кинопроката. Впрочем, «Барака» совсем не похож на привычные художественные фильмы, являя собой документальный фильм с соответствующим музыкальным сопровождением без единого слова. В фильме отсутствуют не только диалоги, но и закадровый голос с сюжетом. Авторы взамен предлагают логичную последовательность кадров из самых отдалённых мест на планете, кинематографическим языком рассказывающих о развитии цивилизации, духовном начале, неминуемом стыке культур и необходимости помнить о важности природы и её сокровищ.
Слово «Барака» можно перевести с персидского как «благодеяние», «блаженство». В одноименном киноопусе съемки промышленных объектов, огромных мегаполисов и запруженых улиц чередуются с молитвами в разных точках земного шара — от буддистских храмов до православных церквей, мечетей и ритуальних обрядов аборигенов Африки и Австралии. Философский и визуально насыщенный фильм продвигает мысль о том, как важно единение с природой, поскольку жизнь в цивилизации летит стремительно быстро и большинство людей к сожалению не замечает красоты на всей планете.
Фильм «Барака» в своё время был снят за 14 месяцев в 24 странах. Режиссёр проекта Рон Фрике («Самсара») раньше работал оператором на «Койаанискаци» (1982) у Годфри Реджио, у котрого почерпнул приёмы нового поджанра документального кино — многосмысленные зарисовки пейзажей и городов под музыку без единого слова. Лента примечательна тем, что снималась на супердорогую широкоформатную камеру