Апокалипсис сегодня Apocalypse Now
Вьетнам,
«Апокалипсис сегодня» принадлежит к разряду тех картин, которые обязательно должен посмотреть любой человек, увлекающийся кинематографом. Это одна из первых драм о войне во Вьетнаме, которой Коппола был буквально одержим. Поэтому, наверное, «Апокалипсис сегодня» стал классикой.
Приступая к «Апокалипсису сегодня» Френсис Форд Коппола уже пережил успех двух частей «Крестного отца». Однако даже с учетом его последующих небезуспешных фильмов «Апокалипсис сегодня» останется, пожалуй, самым выдающимся. Основой для сценария стала повесть «Сердце тьмы», написанная Джозефом Конрадом. Используя прием градации, постановщик медленно и постепенно подводит зрителя к ужасам войны, а затем и вовсе отсылает в самые потайные уголки подсознания человека, оказавшегося на войне. В экстремальных условиях человек способен на самые страшные поступки, однако в обычных обстоятельствах эти способности скрыты за семью печатями в глубинах психики. В итоге трехчасовая картина превращается в суперглобальный снимок человечества.
В центре сюжета — капитан спецназа Уиллард, посланный в джунгли Камбоджи с целью остановить помутившегося рассудком полковника Курца, установившего там кровавый культ своей личности и командующего отрядом, сформированным из местных жителей. Продвигаясь вглубь джунглей, Уиллард чувствует, что теряет уверенность в своих действиях и чувство реальности: он уже не знает, что правильно, а что нет. Съемки «Апокалипсиса сегодня» были очень сложными и длительными. «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну, — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума», — говорил Коппола. То тайфун разрушил декорации, которые потом пришлось возобновлять, то американское правительство отказалось поддержать ленту, опасаясь, что она пойдет вразрез с официальной позицией по поводу освещаемых в ней событий…
Заручившись поддержкой филиппинского правительства, Коппола получил в распоряжение несколько вертолетов с пилотами, но их отозвали для боевых действий прежде, чем удалось закончить обучение, необходимое для съемок сцены с вертолетным штурмом. Позже прислали уже других пилотов, которых пришлось обучать заново, вследствие чего сцена, длившаяся 15 минут, снималась несколько месяцев. За это время был непомерно растянут бюджет. Дополнительные проблемы были связаны с актерами. Исполнитель главной роли Мартин Шин так старался сыграть правдоподобно, что занялся систематичным погружением в депрессивные состояния, щедро сдабривая все это алкоголем и курением. Так что некоторые сцены снимались как раз в те моменты, когда он и не знал, что его снимают. А Марлон Брандо, от которого требовалось отыграть роль полковника Курца, вообще не выполнил ни одной просьбы Копполы (прочитать «Сердце тьмы», похудеть, выучить свои реплики из сценария), так что вся его роль — импровизация.
В результате все в фильме было на высоте. За операторскую работу отвечал талантливый