Английский пациент The English Patient
Италия в последние дни Второй мировой войны. Во время эвакуации военных госпиталей молодая и добросердечная медсестра Ханна решает остаться позади, чтобы ухаживать за своим единственным пациентом — сильно обгоревшим английским лётчиком, потерявшим память в результате авиакатастрофы. Его состояние тяжелое и, скорее всего, жить ему осталось недолго. Желая скрасить его последние дни, Ханна много ему читает и пытается помочь «английскому пациенту», как она его назвала, вспомнить своё прошлое. Неожиданно в госпитале объявляется другой солдат, назвавшийся Караваджо, который утверждает, что знает обгоревшего лётчика, чьё настоящее имя граф Ласло де Алмаши. Более того этот человек является предателем, ещё в начале войны сдавшим нацистам важную информацию. Вид старого знакомого пробуждает в памяти Алмаши забытые воспоминания о событиях тех дней, а также о его головокружительном романе с женой своего коллеги, ставшим фатальным для обоих возлюбленных.
Одна из самых ярких романтических историй если не во всей истории кино, то, по крайней мере, в Голливуде была отмечена девятью «Оскарами», а также целым рядом других престижных наград. Обычно, когда пишешь рецензии на столь именитые фильмы, необходимо обходить вниманием такие «кричащие» подробности, чтобы они не блокировали право на критику. Однако в случае с таким шедевром подобная смелость в высказываниях вовсе не лишняя. Фильм заслуживает на всяческую похвалу.
В центре сюжета — роман венгерского географа графа Ласло де Алмаши (Рэйф Файнс) и англичанки Кэтрин (Кристин Скотт Томас). Они встретились в пустыне Сахара, он — строптивый и самодостаточный мастер своего дела, она — супруга его коллеги, любящая историю, путешествия и (до встречи с ним самим) своего мужа.
Их роман, начавшийся как обычное общение «чтобы не сидеть молча», очень скоро перерос в искреннейшее чувство, которое поглотило их всецело. Особенность всего «идеального» в этом мире заключается в том, что оно не вечно. Наверняка любовь Ромео и Джульетты стала бы полнейшим разочарованием, если бы продлилась ещё хоть на несколько месяцев.
Вся эта картина держится, пожалуй, на двух столпах: феноменальной актёрской игре и превосходном монтаже. Если убрать хотя бы одно из них — лента сразу же девальвирует до типичной мелодрамы.
События в картине построены на воспоминаниях безымянного «английского пациента», который доживает свои последние дни с медсестрой Ханной. Ритм монтажа придаёт даже, казалось, банальным событиям интригу, не отпускающую внимание зрителя ни на секунду.
Непревзойденная Жюльет Бинош получила за эту роль премию «Оскар», а также приз «За лучшую женскую роль» на «Берлинале». На сегодняшний же день она остаётся единственной французской и одной из совсем немногих актрис во всём мире, которые собрали награды не только всех трёх престижнейших кинофорумов мира: Берлина, Канн и Венеции, — но также и
Для режиссёра Энтони Мингеллы эта картина стала вершиной творчества (по крайней мере, до 2012 года, когда и пишется эта рецензия): ни «Холодная гора», ни «Талантливый мистер Рипли» и не приблизились к уровню этого фильма.
В этой картине практически нет утяжеляющих её содержание символов и массивных военных сцен, несмотря на то что практически всё действие разворачивается во время войны. Особенность фильма заключается в том, что он сосредоточен на простых человеческих чувствах, которые понятны любому зрителю. Его уникальность в том, что при своей масштабности он сохраняет
Если постараться свести содержание картины к одной фразе, то её можно охарактеризовать как ленту о том, как научиться жить заново. Именно это пытается понять Ханна, выслушав исповедальный рассказ «английского пациента». Двойной сюжет картины нарочито подчёркивает: если войну ещё можно пережить, то остаться в жизни без любимого человека — равносильно смерти. И если Ханна может начать новую жизнь, то сам главный герой картины обречён.
Моё знакомство с этой картиной началось именно с музыки. Живущий по соседству скульптор по обыкновению включает каждый день музыку настолько громко, чтобы не слышать ничего, что происходит за окном. Однажды
Позже я услышу эту же мелодию в одном из магазинов и, спросив продавца, узнаю, что это саундтрек к «
Даже спустя годы после первого просмотра фильма «Английский пациент» Энтони Мингеллы я все еще не переборол свое чувство непонимания относительно этой ленты. С одной стороны, я восхищаюсь эпичной пышностью и вычурностью картинки, и в то же время герои фильма не вызывают у меня абсолютно никаких эмоций. Меня совершенно не заинтересовала история любви венгерского географа графа Ласло де Алмаши (Рэйф Файнс) и замужней англичанки Кэтрин (Кристин Скотт Томас). Хотя связь этой пары переполнена подводными течениями, которые раскрывают всю подноготную супружеской неверности.
Наверное, когда двое людей любят друг друга, всегда
Любовная история, вокруг которой закручен весь сюжет, проблематична в нескольких аспектах, а привязанность графа и Кэтрин вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Главное, что мне непонятно, это то, чем было их взаимное влечение? Была это всего лишь влюбленность или
По мере развития отношений оба любовника начинают чувствовать внутренние противоречия. Кэтрин одолевает чувство вины
Кроме этой пары «Английский пациент» знакомит нас с еще одним персонажем, моим любимым — Ханной (Жюльет Бинош) — медсестрой, которая заботится о графе, потерявшем память в результате авиакатастрофы. Как и граф, который ничего не помнит, она имеет дело с прошлым, а именно — со смертью своего возлюбленного. Ханна понимает эмоциональное состояние графа и под её якобы сильной внешностью скрывается такая же беспокойная личность. Когда она встречает Кипа (Нэвин Эндрюс), то переживает, что Война вновь принесет плохие известия. В самые тяжелые моменты она полностью отдается своей работе, одевая улыбчивую и мужественную маску, невзирая на все ежедневные невзгоды.
По сути, именно Ханна является центральным персонажем картины, поскольку именно она становится дверью Ласло в его прошлое. Её светящееся лицо стало для меня главным достоянием всего фильма, ведь оно как бы воплощает всю идею излечения — физического и духовного, переживания и преодоления старых невзгод.
Великолепная работа Энтони Мингеллы напомнила мне две эпические картины Дэвида Лина — «Лоуренс Аравийский» и «Доктор Живаго». Здесь человеку также приходится преодолевать силы природы, чтобы начать жить по новой. Но, в отличие от старых колоссов, «Английский пациент» удерживал мое внимание исключительно внешней стороной, но не внутренней составляющей.