Агора Agora
В конце
391 первый год нашей эры, могущество Римской империи давно уже в прошлом, великое государство рушится на глазах, веками строившаяся система разваливается, погребая под осколками тысячи человеческих судеб. Немалую роль в разрушительных переменах играет новая, набирающая все большую популярность религия — христианство. Как позднее окажется, последний римский император — Феодосий I Великий — дает разрешение на тотальное уничтожение языческих храмов, вместе с которыми сгорит в огне перемен и большая часть научного наследия Римской империи.
Начало V века нашей эры, город Александрия. Наука, рациональность, искусство и культура уничтожаются адептами новой веры, как и все те люди, посмевшие открыто заявить о губительности перемен. Гипатия Александрийская — первая в мировой истории
Фильм «Агора» чилийского режиссера Алехандро Аменабара стал великолепным бенефисом талантливой актрисы Рейчел Вайс. Рейчел воплотила на экране прекрасный образ Гипатии Александрийской, история необычной и сложной жизни которой дошла до современного зрителя сквозь века, сквозь многие преграды. Гипатия — идеальный образчик истинного ученого, нацеленного лишь на непрерывное и поступательное развитие человечества. Она не похожа на своих слепых палачей, она верит, что главное — это умеющий рассуждать ум, а не безумие, питающее свои силы при помощи иррациональных догм.
«Агора» — сильный, не похожий на голливудский продукт, фильм. Это история о том, как рушится старая система под давлением новой. Лента состоит сразу из двух переплетающихся между собой сюжетных линий. Одна из них — более глобальная в историческом плане — рассказывает о крутых социальных переменах, происходящих не только в умах людей, но и наяву. А вторая повествует о мимолетной жизни женщины, волею судьбы попавшей в самое горнило этих перемен. История о становлении раннего христианства не прикрыта цензурой и не «причесана» режиссером. Новая религия, движущаяся из народных масс к руководству, в борьбе с изжившим свое язычеством использует самые грязные методы. И все, что дала старая система, не только плохое, но и хорошее, уничтожается ради нового «светлого будущего». Так и греческая, римская наука, одним из олицетворений которой и является Гипатия Александрийская, оказалась на «свалке» истории.
Проходят века, но в мире ничего не меняется: под лживыми идеями очередной новой веры появляются и разрушаются целые империи, все также горят в огне новые Джордано Бруно. Только раньше кровь лилась в песок, а сейчас она падает на асфальт.
Отдельно хочу выделить необычную совместную работу оператора Ксави Хименеса и режиссера Алехандро Аменабара. Периодически показывать Землю из космоса — сильный «трюк», говорящий зрителю о мелочности происходящих на планете событий. А сцены, когда одичавшие христианские адепты врываются в Серапион, в Александрийскую библиотеку, и вовсе показаны с высоты птичьего полета. Таким образом оператор как бы передает события под своеобразным кинематографическим микроскопом, заставляя зрителя на миг превратиться в ученого, изучающего поражение здоровых клеток черным болезненным вирусом.
«Агора» — это не «Троя» и не «Гладиатор», не ищите здесь развлечения. «Агора» — это история о женщине, которая погибла за священное право быть думающей личностью. Великолепное кино.