4 дня в мае
Май 1945 года. Великая Отечественная война почти закончилась. Небольшая группа советских военных проводит разведку на территории Северной Германии, где по их сведениям расположена всё ещё действующая немецкая часть. Недалеко от части обнаруживается старая усадьба, в настоящее время превратившаяся в сиротский приют. Появление советских солдат на усадьбе производит переполох, а один из мальчишек даже пытается оказать сопротивление. Его замечает русский капитан, потерявший свою семью на войне. Мальчишка напоминает ему погибшего сына, и за пару дней, проведённых в его компании, капитан очень к нему привязывается. В это же время молоденькая немецкая девушка, также проживающая в приюте, начинает испытывать симпатию к русскому солдату. А когда о местонахождении советского разведотряда становится известно руководству немецкой части, они решают использовать обитателей приюта в качестве пешек для своих вероломных военных интриг.
Во многих сюжетах, разворачивающихся на фоне военных действий, неоднократно показывался мир посреди войны. Когда в любую минуту может начаться обстрел и буквально
Однако фильм «4 дня в мае» пошёл дальше этого, уже давно изжившего себя сюжета. Здесь показывается война в мирное время, что шокирует ещё больше, нежели обычные сражения.
События картины разворачиваются на морском побережье Германии с 5 по 8 мая 1945 года. Именно в эти переломные дни, когда объявляется капитуляция Германии, прошедшим через всю войну солдатам приходится вспомнить законы мирного времени, от которых не менее болезненно приходилось отвыкать
Далеко не все, как оказывается, готовы отказаться от жестоких законов войны, когда разделение происходит не столько на «добро и зло», сколько на «своих» и врагов». Настоящими героями войны в фильме показываются именно те, кто во время войны сумел пронести именно законы мира, а не законы войны.
После просмотра этой ленты фраза «война за мир» приобретает новый — более широкий смысл.
Всю эту историю зрители видят глазами тринадцатилетнего мальчика, который оказался «единственным мужчиной» в сиротском приюте, где к концу войны остались только девочки. Очевидно, всех подростков постарше забрали в Гитлерюгенды, а его оставили в женской компании. Поэтому свои обиженные амбиции нереализованного солдата он компенсирует мечтами. Всё происходящее вне дома для него — словно игра.
В фильме нет явного акцента на военных действиях. Во время кульминационной битвы мальчика попросту закрыли в подвале. Однако эффектность сцен, когда он появляется на месте сражения после битвы среди трупов и обгоревших снарядов впечатляет ещё больше, чем кровавая перестрелка, которые слишком банально выглядят в военных фильмах.
В картине «4 дня в мае» нет хрупкого ребёнка, который оказывается в самом пекле войны, воспринимая все её ужасы во много раз сильнее, чем обычные солдаты. Мальчик в этом фильме — это не дитя войны, которое не знает, как жить в мирное время (как, например, в «Ивановом детстве»), а — наоборот — ребёнок мира, в котором воспитываются, прежде всего, моральные качества.
Скандальность самой сюжетной завязки не может не спровоцировать споров вокруг того, насколько правдоподобен весь сюжет. Несмотря на то, что все авторы ленты в один голос говорят, что каждое действие было воспроизведено по воспоминаниям свидетелей — даже самый впечатлительный зритель увидит, что в некоторых сценах слишком мало правдоподобности.
При этом, однако, факт нападения русских солдат друг на друга уже в мирное время в рамках этого фильма выглядит весьма оправдано. Более, того, в этом кроется формула современных взаимоотношений наших северных соседей, у которых словно вовсе отсутствует любовь и уважение к человеку. Здесь показывается, что с такой же самоотверженностью, как немцы готовы защищать каждого своего ребёнка, русские готовы убить своего соотечественника. Разве эта безумная жестокость не присутствует и сегодня — в самое, что ни есть мирное время…
Режиссёр Ахим фон Боррис малоизвестен украинским зрителям. Этот фильм стал его третьей полнометражной работой после лент «Англия!» и «К чему помыслы о любви?» снискавших высокие оценки критиков. Обе его предыдущие картины демонстрировались на престижных кинофорумах и получали множество наград на кинофестивалях не класса «А».