2001 год: Космическая одиссея 2001: A Space Odyssey
Этот фильм заслуженно считается культовым в жанре научной фантастики. Режиссёр Стэнли Кубрик разворачивает перед зрителями эпическую историю эволюции человечества от его рассвета 4 миллиона лет назад и до освоения людьми открытого космоса в 2001 году. Красной нитью через всю ленту проходит таинственный чёрный монолит, появление которого способствует переходу человечества на новую ступень эволюции. В доисторическом прошлом племя австралопитеков натыкается на чёрный монолит, после чего впервые начинает использовать камни и палки в качестве инструментов и оружия. Много веков спустя, в 2001 году, такой же монолит был обнаружен на поверхности Луны во время космической экспедиции. Отследив сигнал, исходящий от монолита и указывающий на Юпитер, учёные решили отправить туда космический шаттл для проведения исследования. Управление шаттлом, оснащённым системой искусственного интеллекта HAL 9000, поручили двум пилотам НАСА. Недалеко от места назначения компьютер неожиданно выходит из строя и пытается уничтожить экипаж шаттла, что приводит к неожиданным и трагическим последствиям.
Картину «2001 год: космическая Одиссея» легендарный Кубрик снял в соавторстве с
Красной нитью через весь фильм проходит намёк на существование непознанного инопланетного разума, существующего
Рассказывается в ленте и о пределе возможностей человеческого разума — несколько нарочито показывается, что хоть и не существует пределов у Космоса, однако есть пределы человеческих возможностей. Сцена, в которой бортовой компьютер космического корабля даёт сбои по мере того, как он отдаляется от нашей планеты, показывает, что за пределами Земли начинают действовать другие законы и способности человека выглядят просто ничтожно на фоне необъятного космоса.
Такая неспешность действия передаёт атмосферу глобального пространства, в котором время развивается по иным законам. Показав на экране глобальное пространство Вселенной, Кубрик жирно подчеркнул мгновенность как отдельной человеческой жизни, так и человечества как такового. Лента заставляет задуматься о место человечества в Космосе: мы — затерявшаяся во Вселенной горстка людей или же одна из небольших шестерёнок в большом и сложном механизме мироздания?
Стэнли Кубрик в своём фильме максимально близко подводит человека к загадкам Вселенной, оставляя его как один на один с вопросами, на которые сложно отыскать однозначные ответы.
Ряд сюжетов здесь не связаны между собой, так что история, которая в нём рассказывается, выстроена не линейно, а мозаично. Поэтому зритель становится своего рода соавтором картины, додумывая взаимосвязи между отдельными эпизодами.
Каждая сцена в картине при том выстроена очень строго — несложно заметить продуманность цветов, так что костюмы персонажей не сливаются с цветами интерьеров. Как и в других своих фильмах большое значение Кубрик придал жестам и мимике, которые на экране продуманы до мелочей.
Акцент на визуальности подчёркивается в ленте её немногословностью. Таек, первое слово в картине произносится на
Пространство космоса в картине трактуется как пространство мысли и фантазии, которое ещё практически не познано человеком. Об этом красноречиво говорит финальный образ — гигантский зародыш человека, витающий рядом со звёздами в безграничной Вселенной. Человечество находится лишь в начальной стадии познания как внешнего, так и внутреннего мира.
Впервые в истории киносъёмки движения космических кораблей были сопровождены классической музыкой. Такое наложение даёт возможность безошибочно почувствовать внутреннее устройство миропорядка.
Кроме того, что этот фильм существенно расширил границы